Гио-вактра
Giuo-wactra.jpg

Archariosaurus koitontapsilus

Ареал обитания

Гио-вактры живут в южных и восточных реках, а также некоторых болотистых озёрах.

Похожие виды

Вактра
Тиатолос
Терадон
Лата-шиинь

Анатомия

Гио-вактра способна достичь почти пятиметровой длины и массы до двух с половиной или даже трёх центнеров, но их большинство в несколько раз мельче. Существует несколько разновидностей этих животных, которые различаются окраской, строением головы и габаритами, хотя все они выглядят примерно одинаково. У них толстая шкура, покрытая мелкой примитивной чешуёй, короткие плавникообразные ноги, растущие по бокам тела, пара коротких когтистых манипуляторов, крупные жаберные мешки и длинный плавник вдоль хребта, как у личинок. Практически все взрослые гио-вактры обладают дифференцированными глазами - передние направлены вперёд или по сторонам, тогда как вторая пара смотрит прямо вверх. Их радары развиты плохо или вообще отсутствуют, однако вместо них имеется боковая линия, успешно заменяющая более совершенные электрорецепторы в воде. Эти амфибии привычны к повышенным концентрациям соли, однако всё же являются пресноводными.

Природа

Чаще всего эти существа живут по два-три десятка лет. Активному образу жизни гио-вактры не мешает холодная кровь - ей приходится всеми силами бороться за место под солнцем, отбивая свою эконишу у множества куда более совершенных хищников. Слегка разогреваясь за счёт мускулатуры, она может оставаться подвижной почти что круглосуточно - хватило бы пищи. При длительной голодовке это животное впадает в анабиоз и обычно становится чьей-то жертвой, поэтому доподлинно неизвестно, как именно гио-вактра восстанавливается после такой спячки.

Питание

Свою добычу, в основном рыб и небольших водоплавающих животных, гио-вактра выслеживает на мелководьях. Она также может закусить пробегающим мимо зверем вроде аммит-ремуго или даже джадонгом. Хотя многочисленные мелкие зубы этой амфибии и не выглядят опасными, благодаря мощным челюстям они оставляют широкие, почти всегда смертельные раны. Со стороны гио-вактра кажется малоподвижной и вялой, но способна совершать молниеносные броски на расстояние до пары метров, отталкиваясь всеми четырьмя лапами, а также, если сидит в воде, сильным хвостом. Жертву она глотает целиком или, если это невозможно, предварительно разрывает на несколько частей. Её длинный узкий аспиратор снабжён крупными зазубренными жерновами и хорошей мускулатурой, поэтому перемалывает в порошок даже очень прочные кости.

Поведение

Друг друга эти амфибии не переносят и дерутся при первой же встрече. Оружием им служат пасть, когти четырёх передних лап и тяжёлая голова на крепкой шее. Хвостом в битвах они не пользуются - плавник на нём слишком легко повредить, а без него гио-вактра испытывает серьёзные трудности при плавании. В остальном их повадки не отличаются разнообразием - солнечные ванны, наблюдение за происходящим вокруг, поджидание добычи, еда и короткий сон. Старые особи, уже не заинтересованные в продолжении рода, остаются такими даже при наводнениях.

Размножение

Брачный период у этих животных начинается чуть позже начала ежегодного разлива Реки, однако, в отличие от подавляющего большинства других позвоночных, они стараются избегать слишком открытых и глубоких водоёмов. Самка гио-вактры откладывает три или четыре десятка мелких кожистых яиц и специальной слизью прикрепляет их к плавучим стволам упавших деревьев, которые уносят её кладку вдаль. Самец, бороздя громадное озеро затопленной Амбарры и учуяв добавленные в клей феромоны, оплодотворяет эти яйца, после чего продолжает своё странствие. Личинки выводятся очень быстро и через три месяца уже завершают метаморфозу, после чего постепенно переходят от погони за съедобной мелочью к более неспешной жизни. Половозрелости они достигают спустя полгода, хотя ещё пару лет продолжают быстро расти.

Мелочи жизни

Некоторые племена используют гио-вактру как тотем противостояния превосходящим силам противника, но он не очень широко распространён.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License