Йаката
Jakata.jpg

Jakata nimia

Ареал обитания

Йакаты селятся на деревьях в некоторых регионах джунглей и болот.

Похожие виды

Йака-шиини
Эрканх

Анатомия

Это существо фактически является более массивной вариацией древесных йака-шииней, которую джадонги уже не могут считать мелким животным - рост йакаты с учётом хвоста может достигать семидесяти сантиметров, а вес порой превышает несколько килограммов. Кроме размеров, она выделяется более крупными, выраженными чешуями на морде, лапах и боках, колючим гребнем вдоль спины, а также многочисленными маленькими присосками, которые покрывают нижнюю сторону её тела. Также, эта рептилия умеет ограниченно менять свой цвет - она всегда остаётся зелёной, без узоров, однако может регулировать яркость чешуи и придавать ей более золотистый или синеватый оттенок. У йакаты очень мощные челюсти, закрывающиеся за доли секунды - она способна висеть, держась одной лишь пастью, несколько десятков минут. Её манипуляторы редуцированы и применяются только для переноски яиц, однако развиты значительно лучше, чем у всех известных йака-шииней. Радары этого животного выражены очень слабо, а для обоняния используются в основном ротовые рецепторы.

Природа

Несмотря на холоднокровность, йаката способна разогреваться до более чем пятидесяти градусов за счёт солнечного света - это не причиняет ей никакого вреда. Её метаболизм, однако, практически не ускоряется даже при столь высоких температурах. Она бодрствует всего несколько часов в день, предпочитая оставаться предельно малоподвижной. Продолжительность жизни этого существа иногда достигает семи лет. Йаката не занимает какую-то конкретную эконишу, и природа может легко без неё обойтись. Присутствие этого животного указывает на благополучную среду, где мало хищников, но не более того. По сути, йакату можно назвать примитивным преобразователем пищи в более калорийный корм.

Питание

Йаката охотится на небольших зверьков и крупных козилидов, может ловить рыбу или водных беспозвоночных, не брезгует падалью, а при отсутствии даже такой добычи поедает растения. Пищеварение этого животного напрямую зависит от температуры - особое устройство желудка превращает йакату в своего рода биологическую печь, где за счёт определённых термических и химических реакций из съеденного ею корма образуется гораздо более питательная кашеобразная масса. Ответственные за это органы занимают значительный объём тела, поэтому мощный, усеянный плоскими зубами аспиратор йакаты располагается непосредственно в её горле. Без принятия пищи она способна жить несколько лет.

Поведение

Основную часть жизни эта рептилия лежит на обращённой к свету толстой ветви или лиане. Иногда она спускается на землю, чтобы поохотиться там, но делает это крайне редко. Лесные йакаты хорошо лазают по деревьям, а болотные к тому же неплохо плавают, хотя двигаются весьма медленно. При угрозе это животное раздувается, стараясь визуально увеличить свои размеры, и издаёт громкий угрожающий звук, но атакует только то, что может съесть. Если противник всё-таки напал, йаката обороняется острыми зубами, когтями и иногда шипастым хвостом - активно размахивать им она не умеет, предпочитая подставлять его под удар или укус. Эти существа одиночны и крайне равнодушны ко всему вокруг.

Размножение

В сезон наводнения самка йакаты сооружает на земле примитивное гнездо, откладывает туда несколько яиц с твёрдой зеленовато-коричневой скорлупой и устраивается неподалёку. Если кладку перенести в другое место, мать последует за ней, сколько сможет, но не будет заботиться о потомстве или уже оплодотворённых яйцах. Самцы на время брачного сезона становятся гораздо более активными, чем обычно, и плавают в поисках самок, стремясь посетить как можно больше кладок за минимальное время. После этого самка закидывает яйца землёй или чем-то подобным, отплывает на пару десятков метров и повторяет весь процесс размножения с самого начала. Личинки этих рептилий выводятся через, по-видимому, случайные промежутки времени, а некоторые вообще пребывают в спячке годами и десятилетиями. Благодаря такой особенности популяция йакат практически никогда не снижается до нуля - разве что кто-то вдруг начнёт истреблять их и разорять гнёзда целенаправленно.

Мелочи жизни

Как тотем йаката означает превосходство бывшего простолюдина, поднявшегося над толпой бедняков. Эти животные являются довольно популярными питомцами, а у самых влиятельных джадонгов некоторых государств по традиции должна жить йаката с особенно большими гребнями и, желательно, необычной окраски - оранжевой или белой. Таких особей разводят в специальных питомниках, поскольку это крайне редкие мутации. Во многих странах, особенно у восточных племён, очень популярно блюдо, приготовленное из специальным образом промытой и, чаще всего, дополнительно обжаренной желудочной каши йакаты. Его название и рецептура заметно различаются в зависимости от региона.

Пока не указано иное, содержимое этой страницы распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License